О Всероссийской
информационной кампании
В связи с вступлением в силу Федерального
Закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с 1 июня 2013 года
запущена Всероссийская информационная кампания Уполномоченного при Президенте
Российской Федерации по правам ребенка против насилия и жестокости в СМИ.
Всероссийская кампания предусматривает
комплекс информационных, просветительских и организационных мер и не будет
носить принудительного, административного характера. Её цель - обеспечение
защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том
числе от пропаганды насилия, жестокости, порнографии, педофилии и других
социальных девиаций в СМИ, Интернете и других средствах массовой коммуникации.
Кампания ориентирована на создание и
эффективное использование механизмов саморегулирования и общественного
контроля, объединение усилий государства, профессионального журналистского и
медиа-сообщества, институтов гражданского общества, уполномоченных по правам
ребенка в субъектах Российской Федерации в деле обеспечения информационной
безопасности детей.
Цели Кампании:
1) Обеспечение информационной
безопасности детей и семей с несовершеннолетними детьми, снижение и минимизация
рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью и развитию ребенка
СМИ и иными средствами массовой коммуникации, в том числе при доступе к
информациионо-телекоммуникационным сетям и мобильной (сотовой) связи;
2)Совершенствование информационной
политики Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере защиты
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
3) Обеспечение беспрепятственного
доступа детей к информационной продукции, соответствующей по тематике,
содержанию и художественному оформлению потребностям их воспитания и
полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.
Задачи Кампании:
1) Привлечение общественного
внимания к проблеме обеспечения информационной безопасности детей;
2) Повышение уровня осведомленности
населения (несовершеннолетних детей, их родителей, педагогов, воспитателей,
профессионального журналистского сообщества и интернет-сообщества) о характере
и видах современных информационных угроз, представляющих опасность для здоровья
и развития детей, вреде, причиняемом современными средствами массовой
коммуникации здоровью и развитию детей, и существующих правовых,
организационных и программно-технических способах его предупреждения;
3) Объединение усилий
профессионального сообщества (в том числе журналистского сообщества,
Интернет-сообщества), общественных объединений, других институтов гражданского
общества, органов государственной власти в деятельности, направленной на
формирование информационной среды, безопасной для здоровья и развития детей, и
недопущение пропаганды жестокости, насилия, порнографии, суицидов, педофилии и
других социальных девиаций в СМИ и иных средствах массовой коммуникации;
4) Формирование социальной
ответственности журналистов, режиссеров, операторов, руководителей
медиакомпаний, контент-провайдеров сетей Интернет и мобильной (сотовой) связи)
по вопросам обеспечения информационной безопасности детей;
5) Недопущение незаконного
разглашения персональных данных и иной конфиденциальной информации о ребенке,
пресечение демонстрации детей и личных отношений с их участием в унижающей
человеческое достоинство форме и предупреждение любого злоупотребления
изображением и голосом ребенка в эротических целях;
6) Содействие принятию на
добровольной основе профессиональными сообществами журналистов,
телерадиовещателей, печатных СМИ, Интернет-провайдеров, провайдеров мобильной
(сотовой) связи и иными профессиональными союзами этических кодексов и иных мер
саморегулирования, направленных на защиту детей от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию;
7) Содействие созданию и развитию
эффективных форм общественного контроля за соблюдением прав детей на
информационную безопасность с привлечением родительских и иных общественных
объединений, в том числе посредством мониторинга федеральных и региональных
СМИ, печатной и аудиовизуальной информационной продукции для детей (в том числе
электронных игр), а также информации, распространяемой с использованием
публичных зрелищных мероприятий, сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
8) Совершенствование системы
государственной поддержки производства и распространения информационной
продукции для детей, способствующей их надлежащему воспитанию и гармоничному
развитию.
Основные принципы Кампании:
1) Приоритетность прав и законных интересов
ребенка в информационной сфере (в том числе права на охрану здоровья и
обеспечение полноценного физического, психического, духовного и нравственного
развития), перед правами и законными интересами авторов, производителей и
распространителей информационной продукции;
2) Допустимости и правомерности
ограничения прав и свобод физических и юридических лиц (в том числе свободы
слова, свободы творчества, свободы распространения информации и свободы предпринимательства),
в случаях, когда их осуществление нарушает права и законные интересы детей или
представляет угрозу здоровью или нравственности других лиц;
3) Допустимости ограничения прав и
свобод ребенка в информационной сфере (включая право свободно выражать свое
мнение, свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода) в
случаях, когда пользование ими может причинить вред самому ребенку, его
нравственности, здоровью и нормальному развитию, либо нанести ущерб правам и
репутации других лиц, интересам охраны государственной безопасности или
общественного порядка, здоровью или нравственности населения;
4) Недопустимости цензуры средств
массовой информации;
5) Признания свободы выбора и доступа
совершеннолетних лиц к любой информации, распространение которой не запрещено
законодательством Российской Федерации, в том числе к информации, причиняющей
вред здоровью и развитию детей, при условии применения административных,
технических, программных средств или иных способов недопущения доступа к ней
детей;
6) Недопустимости унижения
человеческого достоинства, нарушения прав и основных свобод других людей,
особенно несовершеннолетних, в процессе свободного распространения информации с
использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети
Интернет) и мобильной (сотовой) связи;
7) Учета исторических и иных традиций
и культурных ценностей общества и государства при формировании государственной
информационной политики в сфере обеспечения информационной безопасности детей;
8) Государственной поддержки
производства и распространения информационной продукции для детей,
способствующей их надлежащему воспитанию и полноценному развитию, и поощрения
производителей и распространителей информационной продукции, содействующих
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
9) Частно-государственного
партнерства при организации деятельности в сфере обеспечения информационной
безопасности детей.
Всероссийский характер
Кампании предполагает максимальный охват целевых аудиторий во всех субъектах
Российской Федерации с привлечением ресурсов федеральных СМИ (будь то
социальная реклама или PR) и информационных спонсоров-партнеров, которые на
постоянной основе могли бы осуществлять информационную поддержку проекта.